Полное наименование ОУ: Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Сокращенное наименование предприятия: КОУ «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ХАНТЫ-МАНСИЙСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Государственный статус: общеобразовательное учреждение
Тип: общеобразовательное учреждение
Вид: общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Фактический адрес Школы:
Российская Федерация, 628011, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, город Ханты-Мансийск, улица Гагарина, дом 33А, телефон/факс8 (3467) 32-41-28,
Электронный адрес hm8vida@yandex.ru
Директор школы Васильев Василий Николаевич
История школы
Начало образовательной деятельности Казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - 1977
Образование и формы обучения
Предусмотрены следующие формы обучения - очная.
Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года в Учреждении на первой, второй ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в подготовительном и первом классах – 33 недели.
Продолжительность академического часа в 1 классе в первом полугодии составляет — 35 минут, а в последующих классах — 40 минут.
Учреждение осуществляет образовательный процесс по пятидневной учебной неделе.
Программа развития
Модернизация системы образования РФ ставит перед образовательными учреждениями новые цели и задачи. Поэтому школы также вынуждены и должны изменяться, чтобы быть способными удовлетворять новые требования, которые к ним предъявляет общество и государство в ближайшей перспективе.
Сегодня государство подчеркивает о «… необходимости создания условий для получения качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов, а также оказания ранней коррекционной помощи» (ст. 5, п. 4). Тем самым гарантируя «обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования», «адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» [1].
Образование детей с ОВЗ должно предусматривать создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений недостатков развития, и социальную адаптацию. В проекте концепции государственного образовательного стандарта обучающихся детей с ОВЗ определены требования к результатам освоения по основным адаптированным образовательным программам, отражающие целостную характеристику взаимодействие компонентов образования: академического и жизненной компетенции [6].
Ожидаемые результаты:
• что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,
• что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет [6].
С этой позиций (компетентностного подхода) уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений, навыков как основной цели образования на формирование общеучебных действий, на развитие самостоятельных учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказывается компетентная личность учащихся с ОВЗ способная успешно социально и профессионально адаптироваться в социуме.
Между тем, необходимо отметить, что за последние годы усложнился контингент обучающихся школы: дети со сложной структурой дефекта, сочетанными нарушениями, с различными синдромами развития: РДА, синдром Дауна, гипердинамический синдром, ДЦП в различной степени проявлений и другими соматическими и психологическими нарушениями развития. Включение в образовательный процесс коррекционной школы детей со сложной структурой дефекта и выраженными интеллектуальными нарушениями требует пересмотра всей структуры коррекционно-развивающего образования в целом с тем, чтобы она смогла охватить нужды всех детей, независимо от сложности их дефекта, обеспечив адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам детей.
Все это предъявляет серьезные требования к организации всего педагогического процесса в школе. Анализ источников позволил нам сделать вывод о том, что состояние изученности проблемы деятельности школ для обучающихся с ОВЗ сегодня, системы ее работы, а тем более реализации компетентностного подхода практически не исследована.
Поэтому возникает необходимость разработки новой модели функционирования школ для обучающихся с ОВЗ на современном этапе развития образования РФ.
Актуальность создания Программы развития определяется необходимостью приближения содержания образования школы к требованиям современного общества с учётом меняющихся социально – экономических условий; обеспечение учащихся с ОВЗ условиями, способствующими формированию компетентной личности, способной успешно социально и профессионально адаптироваться в социуме.
Исходя из этого мы определили стратегические ориентиры развития образовательного учреждения и заключили, что необходимо создать такую коррекционно-развивающую среду, которая обеспечит формирование компетентной личности учащихся с ОВЗ для успешной социальной и профессиональной адаптации в социуме.